Основные журналистские жанры. Жанры журналистики

Жанром принято называть устойчивые формы или типы журналистского произведения, объединенные сходными содержательными и формальными признаками. В журналистике существует устоявшаяся система жанров. Однако это не предполагает, что жанровая палитра не обновляется. В различные переломные моменты развития общества появляются новые жанры или происходит синтез существующих. Причиной этому становится желание журналиста как можно глубже и разносторонне рассказать зрителю об освещаемой проблеме.

Информационные жанры в журналистике

Тексты информационных жанров составляют большой пласт в журналистском творчестве. Эти жанры характеризуются оперативностью, краткостью, точностью и ясностью подачи информации. Их целью является быстрое сообщение о событии с некоторыми подробностями. К группе информационных жанров относятся: , отчет, информационное интервью, опрос, репортаж.

Заметка – самая простая форма реагирования на событие. Его особенностью является именно краткое изложение явления.

Отчет – это информационное освещение событий формата конференций, презентаций, семинаров, собраний, заседаний и т.п. В отчете обязательно должны быть изложены основные темы выступлений, реакция слушателей.

Интервью, как информационный жанр, не предполагает журналистский анализ ответов интервьюера. Здесь главной задачей является получение сведений без их оценки. Опрос – схожий способ получения информации от интервьюера. Только ответы на вопросы журналисту надо получить не от одного человека, а от множества людей.

Репортаж предполагает оперативное освещение события либо через призму журналистского взгляда, либо с точки зрения очевидца.

Специфика аналитических жанров в журналистике

В аналитических жанрах дается широкое и детальное освещение фактов с их оценкой, обобщением, комментированием. В этом направлении журналистского творчества важно рассмотреть и истолковать события. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обозрение, расследование.

Жанр корреспонденции предполагает детализированный анализ ситуации. В этом жанре журналист выявляет закономерности действительности на основе анализа конкретного события.

Рецензия имеет строго определенный предмет исследования. В основном, объектами рецензии являются произведения искусства, публицистики, культурные мероприятия и объекты и пр. Жанр рецензии предполагает только оценку события автором, но не его анализ и выдвижение общественно-значимых проблем.

Статья – текст, в котором журналист разъясняет суть различных феноменов, выявляет тенденции развития событий, анализирует опыт решения каких-либо проблем, выступает с критикой неэффективных решений.

Обозрение по стилистике может быть похоже на статью, однако призвано дать панораму событий с примерами и деталями.

Предметом журналистского расследования обычно является какое-либо вопиющее отрицательное явление. Цель расследования – выявить причины этого явления.

Особенности художественно-публицистических жанров в журналистике

Художественно-публицистические жанры предполагают, в первую очередь, авторское впечатление от события. К этим жанрам относятся: эссе, очерк, фельетон, памфлет. Художественно-публицистические жанры могут носить образный и экспрессивный характер. Они довольно сложные в исполнении и требуют от журналиста не только мастерства, но и наличия жизненного опыта.

Специальность журналистика, как и другие профессии, имеет свои особенности. Здесь специалист сталкивается с проблемой поиска темы и ее оформления в текстовом варианте. Для правильного отображения действительности и изложения собственных мыслей журналисту необходимо в первую очередь совершенное знание языка и его современных норм, затем обладание литературным талантом, который позволяет «чувствовать» слова и интуитивно различать их семантические особенности (и благодаря этому гармонично их встраивать в текст), и, наконец, знание основ текстологии, которые дадут понимание жанров.

В этой статье мы рассмотрим основные жанры журналистики, которые типичны для периодических изданий. Однако это не означает, что они неактуальны для телевизионной или радиожурналистики, ведь для них характерна общая смысловая основа и и главное различие их лишь в применении: одни будут напечатаны в изданиях, а другие озвучены дикторами или ведущими.

Информационные жанры журналистики

Начнем с описания самых распространенных на сегодняшний день жанров СМИ - информационных. Современные условия диктуют ускоренный жизненный темп: в единицу времени происходит масса событий, о которых должна знать общественность, и именно эта жанровая структура способна соответствовать этим требованиям: включив телевизор, открыв газету или переключая фм-станции, мы обязательно встретим сводку коротких сообщений, которые отвечают на главные вопросы: "Что?" "Кто?" "Где?" "Когда?" "Как?".

Эта группа жанров распространена в электронных СМИ и периодике. Она преобладает там, где требуется ежедневная публикация или эфир, поэтому журналы, выходящие с редкой периодичностью, не так насыщены информационными текстами.

Основные представители:

  • заметка;
  • информационное интервью;
  • информационная корреспонденция;
  • репортаж;
  • информационный отчет;
  • блиц-опрос.

Самыми распространенными среди них можно назвать репортаж, заметку и корреспонденцию.

Характерные черты для этой группы жанров:

  • небольшой объем;
  • точность в выражениях, отсутствие изобразительных средств;
  • отсутствие авторской оценки освещаемого события/явления;
  • фактологичность описания и содержания.

Аналитические жанры журналистики

Эта группа жанров представлена многообразием видов. Они в настоящее время не так распространены для периодики и телевидения, а для вовсе нетипичные жанры. Тем не менее, существуют специализированные журналы и телепрограммы, посвященные аналитике современных явлений.

Основные представители жанра:

  • аналитический отчет;
  • аналитическое интервью;
  • аналитическая корреспонденция;
  • беседа;
  • мониторинг;
  • комментарий;
  • статья;
  • рецензия;
  • обозрение;
  • журналистское расследование.

Подобные материалы являются одними из самых распространенных. На телевидении им выделяется в большинстве случаев вечернее время, а в периодике отводятся целые рубрики. По сути, они очень ценны для журналистики как социального явления, поскольку дают возможность высказать автору собственное мнение и открыть миру новый взгляд на обычные вещи.

Характерные черты этой группы жанров:

  • наличие авторской оценки;
  • большой объем материала;
  • аналитика;
  • отображение внутренних связей между событиями, явлениями и персонами;
  • прогностические предположения.

Художественно-публицистические жанры журналистики

Эта группа жанров максимально роднит журналистику и литературу. Овладение ими свидетельствует о высоком уровне мастерства журналиста, который способен не только «добыть» информацию и проанализировать ее, но и подать в художественной форме. Эти жанры журналистики требуют богатого лексического запаса, а главное - литературного таланта. В настоящее время они не настолько распространены в периодике, на телевидении и радио, как раньше, однако все же встречаются в специализированных передачах и изданиях (преимущественно журналах). Существует мнение, что сегодня в периодике настоящей публицистики не существует, однако мы не будем придерживаться пессимистической точки зрения.

Основные представители:

  • очерк;
  • фельетон;
  • памфлет;
  • легенда;
  • анекдот.

Итак, самым ярким представителем жанра является очерк, особенности которого предполагают возможность максимального раскрытия литературного таланта журналиста.

Жанровые характеристики:

  • литературность;
  • художественность (наличие в тексте изобразительных средств);
  • эмоциональная насыщенность;
  • глубокое осмысление действительности (авторское).

Легкость освоения этих жанров журналистики зависит в большей мере от наличия литературного таланта у автора, чем его профессиональных навыков и совершенного знания языка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева»

Гуманитарный факультет

Кафедра общественных связей

Актуальные проблемы отечественной и зарубежной журналистики

Виды журналистики

Работа студента

группы БР 15-02

Винокурова Андрея Константиновича

Работа проверена, Тарасенко Т.В.

Красноярск

2015

Разновидности журналистики:

Информационная журналистика

· Новость

· Заметка

· Аннотация

· Мини - рецензия

· Блиц-портрет

· Мини - обозрение

· Мини - история

· Мини - совет

· Репортаж

· Интервью

· Программа

· Оповещение

· Ориентирование

· Включение

· Побуждение к коррекции

«Коммерсантъ»

· Путевой очерк

· Фельетон

· Памфлет

· Фотоочерк

· Житейская история

· Оповещение

· Ориентирование

· Включение

· Побуждение к коррекции

«Русский пионер»

Аналитическая журналистика

· Проблемная

· Полемическая

· Научно-популярная

· Обзор / обозрение

· Рецензия

· Заинтересовать событием

· Показать сущность явления

· Осмыслить проблему

· Сообщить о факте

«Ведомости».

Информационно-развлекательная журналистика

· Журналистские факты,

· (информационно-развлекательная)

Берет на себя роль «развлекателя и

организатора досуга масс», строит «сенсационную повестку дня» и рассматривает СМИ

как «агентства услуг».

Газета «Жизнь».

· Развитие личности

· Развитие способности мыслить

· Развитие самостоятельности

Журнал «Zen.ru»

Расследовательская журналистика

· Документ

Необходимость установления истинных причин определенных событий, процессов, ситуаций; обнаружения тайных пружин расследуемых явлений или раскрытия порочного механизма совершения преступления, разоблачения преступников.

«Global Investigative Journalism Network»

Открывающая журналистика

· Колонка

· Заметка

Это работа с инсайдерской информацией, с источниками внутри организации, что позволяет журналисту отображать происходящее ближе к реальности, а не так, как это происходящее пытаются представить заинтересованные лица.

«Коммерсант»

«Ведомости».

Адвокативная журналистика

Журналист берет на себя роль активного члена общества, критика государственной власти.

«Известия»,

«Ведомости»

Сетевая журналистика

· Web-страницы.

Позволяет сочетать возможности всех традиционных видов СМИ. А это текст, звук, иллюстрация, медиа файлы.

«Новые Известия»

Гражданская журналистика

· Различные группы в соц. сетях

Эта разновидность журналистики также существует

Презентационная журналистика

· Статья (презентационная).

Презентационная журналистка описывает не реальную картину мира, а то, что по мнению заказчиков публикации должно происходить. Происходящее изображается таким, каким его видит заказчик публикации (как правило, начальство). Для сотрудников подобных СМИ характерен цинизм: мнения журналистов, которые они излагают на бумаге не соответствуют тому, о чем они думают на самом деле.

«Красноярский рабочий»

Потребительская журналистика

· Заметка

Под этой разновидностью журналистики

имеются в виду публикуемые в СМИ полезные советы, кулинарные рецепты и

консультации специалистов. Многие эксперты считают, что потребительская журналистка журналистикой вовсе и не является. Информация, данная в большинстве случаев

не относится так как не несет актуального информирования событий, происходящих в мире.

Газета «ЗОЖ»

«Гастрономъ»

Тотальная журналистика

· Заметка

· Колонка

Тотальный контроль в сфере журналистики, полная фильтрация информации под заказчика, которым чаще всего является государство.

«Русский репортер»

Персональная журналистика

· Заметка

Эту разновидность журналистики характеризует

низкая специализация производственных процессов: один и тот же человек занимается и

написанием статей, и подготовкой иллюстраций, и версткой, и распространением издания.

Владимир Чугунов в одиночестве издает еженедельник «Солнечногорская газета Чугунка». Издание представляет собой листок формата А4, печатаемый тиражом 999 экземпляров.

Чугунов выполняет все функции журналистики и даже больше: от сбора данных до распространения своего еженедельника по соседям.

журналистика блог публикация

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Возникновение феномена гражданской журналистики в зарубежных и российских масс-медиа. Различные интерпретации термина "гражданская журналистика" в современных исследованиях. Проблемы, затрудняющие развитие гражданской журналистики в России и за рубежом.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2017

    "Гражданская" журналистика как альтернативная область журналистской деятельности в современном обществе. Основные формы "гражданской" журналистики. Блоги и подкастинги как поле для самовыражения "гражданских" журналистов и форма гражданской коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2013

    Рассмотрение журналистики как отражения нашей жизни. Оценка процесса нагнетания проблем посредством средств массовой информации. Роль журналистики в политической пропаганде. Влияние развития техники на потребности общества и на качество журналистики.

    эссе , добавлен 14.05.2015

    Понятие журналистики. Сущность, цели, функции, средства. История развития и становления журналистики, в том числе в России. Типы направления. Социально-политическая и экономическая ситуация обуславливающая качество журналистики в современной России.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2015

    Понятие и структура современной журналистики, ее жанры и разновидности, типология и предмет исследования. Роль и значение журналистики в обществе, основные функции и назначение. Методика и принципы проведения интервью, анализ полученных результатов.

    реферат , добавлен 06.11.2015

    Проведение теоретического анализа биографии и творчества Юрия Роста. Исследование особенностей журналистики в среде молодежи. Рассмотрение молодежной журналистики в свете нынешнего дня. Разработка и предложение практических рекомендаций в данной сфере.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2015

    Теоретические и культурологические основы интерактивной журналистики в эпоху медиаконвергенции. Радиоэфир как синтез возможностей интерактивной и конвергентной журналистики. Д. Быков как "медиум" журналистики, феномен пограничного сознания авторского "Я".

    дипломная работа , добавлен 22.08.2017

    История и причины возникновения, пути развития социологического знания о журналистике и современное состояние. Социология журналистики в системе теории журналистики. Понятие социожурналитики, ее специфические признаки и значение, структура и практика.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2010

    Коммуникационная теория журналистики, ее социология и психология. Журналистика как социальный институт. Профессиональная этика и нравственность поведения журналиста. Право массовой информации в правовой системе Беларуси. Понятие политологии журналистики.

    контрольная работа , добавлен 07.06.2011

    Комплексный анализ основных характеристик Интернета как средства массовой информации. Структура, типы, цели интернет-журналистики и блогов, выявление их особенностей, сходств и различий. Роль и значение интернет-журналистики в системе новых медиа.

Журналистика, как любая область деятельности, характеризуется прежде всего результатами или содержанием деятельности, которое напрямую зависит от стремления и возможностей журналистов адекватно отражать жизнь в ее разнообразнейших проявлениях. Между тем любое содержание всегда укладывается в некую форму. Философы категорию формы трактуют как выражение внутренней связи и способа организации, взаимодействия элементов и процессов как между собой, так и с внешними условиями. Именно с этих позиций мы и рассмотрим здесь наиболее общие, формализованные признаки журналистского творчества.

Нашу классификацию начнем с морфологических (от греч. morphe - форма + logos - учение) признаков. Замечательный мыслитель древности Аристотель в фундаментальных трудах «Поэтика» и «Риторика» (середина IV в. до н.э.) обосновал деление литературы на роды в зависимости от способа отражения реальной действительности (поэзия - особый вид лирики, проза - эпическое произведение, драма - диалог). Продолжая традиции литературоведения и искусствоведения, теория журналистики также изучает роды, виды и жанры журналистских произведений. Причина такого деления кроется в невероятном разнообразии окружающего нас мира и творческих возможностей его отражения.

Из предыдущей главы мы знаем, что в процессе практической деятельности по распространению социальной информации по мере массовизации этого процесса исторически сложились способы распространения массовой информации - пресса, радио и телевидение. Действительно, каждый род журналистики использует свой собственный, специфический способ отражения жизни, создания журналистских произведений, каждый торит индивидуальную тропу к умам и сердцам, глазам и ушам читателей, слушателей, зрителей.

Наименованиями потребителей информации все сказано. У газетчиков один инструмент - напечатанное (черным по белому) слово. Сотрудники печатных изданий описывают словами событие, факт, идею - читатель пробегает глазами по строчкам, складывает буквы в слова, слова - в предложения, отдельные фразы - в контекст и словно бы декодирует прочитанное, воспринимает его в том ключе, в каком это замыслил журналист, либо понимает написанное иначе - и это вина не читателя, но автора.

Радиожурналист имеет на вооружении слово сказанное, звучащее во всем богатстве интонаций, смысловых и логических ударений, пауз, подкрепленное музыкой и шумами, что позволяет нести аудитории не только текст, но и подтекст, обогащая содержание радиоматериала. У потребителя радиоинформации главный орган восприятия - слух.

Телевидение оперирует аудиовизуальными образами. Его сила в зримости, конкретности, практической невозможности трактовать увиденное как-то иначе. В газете можно написать: «Зал встретил овацией имярек, поднимающегося на трибуну» - и читатель вынужден верить автору, что называется, на слово. Если на самом деле оратора встретили жидкими хлопками, то в радиорепортаже - на фоне этих полуаплодисментов - соврать уже труднее. На ТВ, где зритель и слышит нестройное хлопанье, и видит безразличные лица сидящих в зале, скрыть истину невозможно (можно лишь совсем проигнорировать событие; если же это прямой эфир, то изображение фактически не поддается фальсификации).

Итак, каждый род журналистики обладает специфическим способом отражения реальности. И мы уже привыкли называть прессу, радио и телевидение средствами массовой информации. Здесь нет противоречия: используя различные способы создания журналистских произведений, каждый род журналистики пользуется и различными средствами доставки этих произведений потребителю информации. Газетчики печатают периодические издания. Радиожурналисты и тележурналисты осуществляют вещание, но первые передают в эфир только звуковую информацию, а вторые транслируют и звук, и изображение.

Иногда особым родом журналистики считают информационные агентства. Но при полном, казалось бы, сходстве методики работы сотрудников агентств с их коллегами в газетах, на телевидении и радио эти ведомства - своеобразная инфраструктура массовой информации, вспомогательное подразделение.

Каждый из родов массово-информационной деятельности содержит несколько типов сообщений: публицистические, художественные, научные.

Научный тип сообщений предполагает особый язык и стиль: однозначное, не вызывающее разночтений изложение абсолютно точных сведений. Используется в чисто научных изданиях, частично - в научно-популярных, а также в научных статьях в массовой прессе. Причем если в научном журнале для описания понятий, экспериментов, явлений природы уместен язык усложненный, то в массовой периодике об этих же понятиях и явлениях следует говорить понятным и доходчивым языком. И об этом всегда должен помнить журналист, занятый подготовкой материала, а также его редактор.

Художественный тип сообщений, в отличие от научного, характеризуется образностью языка, многозначностью понятий, умением обобщить единичный факт, типизировать явление. Если в научных публикациях речь идет по преимуществу об окружающем человека мире, то в художественных, вероятнее всего, о самом человеке, о его внутреннем мире, об отношении к миру внешнему и его восприятии отдельной личностью.

Публицистика (от лат. риЬНсш - общественный) - способ организации и распространения социальной информации, род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни. Публицистика всегда обращена к аудитории, к публике (потому так и называется). Играет важную политическую, идеологическую роль, влияя на деятельность различных социальных институтов и в целом на общественное сознание. Иногда понятие «публицистика» воспринимается как синоним слова «журналистика» - и это не случайно. Далее мы будем обсуждать такие виды журналистской деятельности, как информационная, аналитическая и художественная публицистика. Понятно, что произведения каждого вида можно встретить в любом из родов журналистики.

В видовой дифференциации в качестве наиболее существенного и устойчивого признака следует считать меру типизации , уровень постижения конкретного жизненного материала. Информация, фиксируя, - констатирует, аналитическая публицистика - осмысливает и объясняет, художественная публицистика - типизирует.

В свою очередь каждый из журналистских видов подразделяется на подвиды, или жанры. Жанр справедливо называют памятью искусства. Вкладывая новое содержание в привычную, устоявшуюся форму, мы используем те или иные наиболее удачные в данном случае жанровые формы.

Любая творческая деятельность многообразна в средствах, приемах, формах изображения, как многообразны явления, о которых идет речь. Это многообразие находит конкретное выражение в системе жанров.

Теоретические основания для определения жанра, его признаков следует искать в искусствоведении и литературоведении, откуда это понятие пришло в теорию журналистики. Для лучшего понимания здесь, как представляется, уместно обратиться к методике системного анализа.

Если культуру рассматривать как совокупность объектов и субъектов материальной и духовной деятельности, или некую гиперсистему, то, скажем, искусство как вид духовного освоения действительности и ее преобразования по законам красоты есть самостоятельный и весьма обширный пласт человеческой культуры. Это практически независимая (автономная) система внутри гиперсистемы культурной деятельности человечества. Внутри этой системы существуют подсистемы (или системы более мелкого уровня), такие как изобразительное искусство, литература, художественный кинематограф и т.д. Точно так же в идеологической системе можно выделить журналистику, или систему средств массовой информации. Внутри системы СМИ, как мы знаем, существуют подсистемы периодической печати, телевидения и радио (роды журналистики). Составными частями, или компонентами, этих подсистем можно назвать информационную, аналитическую и художественную публицистику (виды журналистики). Наконец, составными частями, или элементами, этих компонентов являются разнообразные жанры, которые, по сути, выполняют роль своеобразных кирпичиков, из которых строится полноценная журналистская конструкция.

Таким образом, под жанром мы будем понимать исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий рядом относительно устойчивых признаков. Каких именно? В основу жанрового деления положена не только уже упоминавшаяся здесь мера типизации. Здесь учитывается также способ отражения реальной действительности, тематическое своеобразие, функциональные особенности, технические условия создания журналистских произведений. При помощи этих признаков все разнообразие журналистской продукции можно классифицировать по ряду формальных признаков. Это позволяет выделить определенное количество соответствующих жанров, жанровых форм и модификаций, что важно не столько для теоретического осмысления проблем современной журналистики, сколько для практической деятельности журналистов.

Кроме того, теория жанров, отличающаяся чрезвычайной сложностью, многоаспектностью, что объясняется нестабильностью объекта исследования, также находится в постоянном процессе развития, видоизменяясь вместе с живой и изменчивой журналистской практикой.

Важно помнить, что в «чистом» виде многие жанры не так уж и часто встречаются на газетных полосах, в теле- и радиопрограммах. То и дело мы видим, как жанры видоизменяются, взаимопроникают друг в друга - это явление называется диффузией. На стыке жанров подчас точнее отражаются сложные жизненные отношения, драматические коллизии нашего времени.

Некоторые жанры можно назвать общежурналистскими: используя специфические изобразительно-выразительные средства, они встречаются в каждом из родов журналистики. Таковы заметка, интервью, репортаж, очерк. Для других жанровых форм характерно использование только в одном роде: в печати, например, передовая статья, на радио-перекличка, на ТВ- телемосты.

Для информационной публицистики характерен интерес к единичному факту, конкретному событию. Ее метод - это чаще всего констатация свершившегося. С традиционной точки зрения, информация призвана отвечать на вопросы: что? где? когда?

К жанрам информационной публицистики сегодня принято относить заметку, текст которой может быть опубликован в газете, прочитан на радио, может сопровождать изображение на ТВ (здесь она будет называтся сюжетом; подробно см. гл. 15); интервью (общежурналистский жанр), событийный репортаж, имеющий специфические черты в каждом из родов журналистики.

Объект аналитической публицистики - группа причинно связанных фактов, актуальные явления, тенденции в жизни общества, а метод - исследование, анализ, толкование, авторская оценка. Аналитическая публицистика, вскрывающая причинно-следственные связи между явлениями, дающая им социально-политическую оценку, таким образом, отвечает на вопросы: как? почему? с какой целью? Значит, в первом случае факт, событие - не только объект, но и цель, во втором - факты скорее становятся средством обоснования позиции журналиста, аргументами в цепи выстраиваемых им доказательств.

К жанрам аналитической публицистики относятся: проблемная статья в печати, проблемный репортаж, беседа, дискуссия, комментарий, обозрение в прессе, на радио и ТВ.

В жанрах художественной публицистики определяющим является наличие образа, а анализ и сообщение фактов играют подчиненную роль. Функция художественной публицистики - в раскрытии типического, общего, через индивидуальное, отдельное. Журналистские произведения этого вида есть результат художественной организации фактического документального материала.

К жанрам художественной публицистики относятся зарисовка, очерк, эссе, фельетон и другие сатирические жанры.

Каждый из жанров обладает немалым числом форм. Например, широко распространенная разновидность интервью - пресс- конференция. Протокольный репортаж с официального события называется отчетом. Иногда в отдельный жанр выделяют произведения инвестигейтивной (от англ, investigate - расследовать) журналистики, его так и называют - журналистское расследование. Ток- шоу на телевидении родились из обычной беседы, но превратились в самостоятельный жанр, имеющий черты как аналитической, так и художественной публицистики. К художественной публицистике, безусловно, относятся многочисленные телеигры, многие развлекательные передачи на радио и ТВ.

Подробно о каждом телевизионном жанре мы поговорим в разделе «Жанры телепублицистики». Но поскольку, как уже говорилось, жанры в чистом виде встречаются редко, мы должны понимать, как создаются сложные составные формы: в газете - подборка, тематическая полоса, разворот, тематический выпуск, в электронной прессе - радио- и тележурнал, передача, программа, канал. Если жанры, образно выражаясь, кирпичики, строительный материал, то составные журналистские конструкции - это стройное законченное здание, сложный организм, создаваемый и живущий по собственным законам.

Контрольные вопросы

  • 1. Как соотносится понятие рода журналистики со способами распространения и восприятия информации?
  • 2. В чем отличия между такими понятиями, как тип сообщения и вид журналистики?
  • 3. Какие виды журналистики вы знаете? Какое влияние оказывает вид журналистского произведения на работу журналиста- профессионала?
  • 4. Что такое жанр журналистского произведения? Существует ли зависимость между жанром и видом журналистики?

Практические задания

  • 1. По программе телепередач на неделю определите вид каждой из передач. Есть ли в программе передачи смешанного типа?
  • 2. Постарайтесь определить жанр каждой из этих передач (либо жанры, из которых она состоит).
  • 3. Попробуйте дать собственное определение понятия телевизионного жанра (хорошо бы при этом припомнить историю становления тележанров).
  • 4. Сможете ли вы графически изобразить журналистику как систему, где роды выступают подсистемами, виды - компонентами, а жанры - более мелкими элементами системного единства?

Журналистика как любой род деятельности характеризуется прежде всего результатами, или содержанием деятельности, которое, в свою очередь, напрямую зависит от стремления и возможностей журналистов адекватно отражать жизнь в ее разнообразнейших проявлениях. Между тем любое содержание всегда укладывается в некую форму. Философы категорию формы трактуют как выражение внутренней связи и способа организации, взаимодействия элементов и процессов как между собой, так и с внешними условиями. Именно с этих позиций мы и рассмотрим наиболее общие, формализованные признаки журналистского творчества.

Классификацию начнем с морфологических (греч. morphe – форма + logos – учение) признаков. Аристотель в фундаментальных трудах “Поэтика” и “Риторика” (середина I в. до н.э.) обосновал деление литературы на роды в зависимости от способа отражения реальной действительности (поэзия – особый вид лирики, проза – эпическое произведение, драма – диалог). Продолжая традиции литературоведения и искусствоведения, теория журналистики также изучает роды, виды и жанры журналистских произведений. Причина такого деления кроется в многообразии типов общественной практики человека, невероятном разнообразии окружающего нас мира и творческих возможностей его отражения.

Итак, каждый род журналистики обладает специфическим способом отражения реальности. И мы уже привыкли называть прессу, радио и телевидение средствами массовой информации. Здесь нет противоречия: используя различные способы создания журналистских произведений, каждый род журналистики пользуется различными средствами доставки этих произведений потребителю информации. Газетчики печатают периодические издания. Радиожурналисты и тележурналисты осуществляют вещание, но первые передают в эфир только звуковую информацию, а вторые транслируют и звук, и изображение.

Иногда особым родом журналистики считают информационные агентства. Однако при полном сходстве методики работы сотрудников агентств с их коллегами в газетах, на телевидении и радио, эти ведомства – своеобразная инфраструктура массовой информации, вспомогательное подразделение. Еще менее правомочно включение в этот ряд кинематографа, книгоиздательской деятельности, выпуска грампластинок и компакт-дисков: имея некоторое сходство с массовой информацией, эти виды деятельности принципиально отличаются процессом организации информационного потока.

Каждый из родов массово-информационной деятельности содержит несколько типов сообщений: публицистические, художественные, научные.

* Научный тип сообщений предполагает особый язык и стиль: однозначное, не вызывающее разночтений, изложение специфических научных сведений. Используется в чисто научных изданиях, частично – в научно-популярных, а также в научных статьях в массовой прессе. Причем, если в научном журнале для описания понятий, экспериментов, явлений природы уместен язык усложненный, то в массовой периодике об этих же понятиях и явлениях следует говорить понятным и доходчивым языком. И об этом всегда должен помнить журналист, занятый подготовкой материала, а также и его редактор.

* Художественный тип сообщений, в отличие от научного, характеризуется образностью языка, многозначностью понятий, умением обобщить единичный факт, типизировать явление. Если в научных публикациях речь идет, по преимуществу, об окружающем человека мире, то в художественных – вероятнее всего, о самом человеке, о его внутреннем мире, об отношении к миру внешнему и его восприятии отдельной личностью.

* Публицистика (от лат. publicus – общественный) – способ организации и распространения социальной информации, род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни. Публицистика играет важную политическую, идеологическую роль, влияя на деятельность различных социальных институтов и в целом на общественное сознание.

Иногда понятие “публицистика” воспринимается как синоним к слову “журналистика”. Это объясняется тем, что публицистика, в сущности, также родовое понятие, включающее в себя произведения, освещающие актуальные социально-политические и другие проблемы современности в печати, на радио и телевидении и в отдельных печатных изданиях. Публицистика существует в словесных (устных и письменных), графических изобразительных (плакат, карикатура), фото - и кинематографических (фоторепортаж, документальный фильм), театрально-драматических и словесно-музыкальных формах.

Если говорить о видах журналистской деятельности, то здесь выделяют

Информационную публицистику,

Аналитическую публицистику,

Художественную публицистику.

Понятно, что произведения каждого вида можно встретить в любом из родов журналистики. Здесь в качестве наиболее существенного и устойчивого признака следует считать меру типизации, уровень постижения конкретного жизненного материала. Информация, фиксируя, – констатирует, аналитическая публицистика – осмысливает и обобщает, художественное творчество – типизирует.

В свою очередь, каждый из журналистских видов подразделяется на подвиды, или жанры. Видовое и жанровое членение отражает стремление осмыслить реальный мир во всем многообразии действительности.

Жанр справедливо называют памятью искусства. В чем причина сохранения старой формы в новом явлении? Почему первые автомобили походили на конные экипажи, а электрические люстры – на люстры свечные? Безусловно, причина состоит в общности функций: автомобиль так же является средством передвижения, как и конный экипаж, а люстра – источником света, независимо от используемой энергии.

Любая творческая деятельность многообразна в средствах, приемах, формах изображения, как многообразны явления, о которых идет речь. Это многообразие находит конкретное выражение в системе жанров.

Теоретические основания для определения жанра, его признаков следует искать в искусствоведении и литературоведении, откуда это понятие пришло в теорию журналистики.

Важно помнить, что в “чистом” виде многие жанры не так уж и часто встречаются на газетных полосах, в телевизионных и радиопрограммах. То и дело мы видим, как жанры видоизменяются, взаимопроникают друг в друга – это явление называется диффузией. На “стыке” жанров подчас точнее отражаются сложные жизненные отношения, драматические коллизии нашего времени.

Но сколь бы сложной ни была “конструкция” журналистского произведения, в его основании всегда можно обнаружить более простые элементы – основные жанровые формы.

Некоторые жанры можно назвать общежурналистскими: используя специфические изобразительно-выразительные средства, они встречаются в каждом из родов журналистики. Таковы заметка, интервью, репортаж, очерк. Для других жанровых форм характерно использование только в одном роде: в печати, например, передовая статья, на радио – перекличка, на ТВ – телемосты.

К жанрам информационной публицистики сегодня принято относить: заметку, текст которой может быть опубликован в газете, прочитан на радио, сопровождать изображение на ТВ; интервью (общежурналистский жанр); событийный репортаж, имеющий специфические черты в каждом из родов журналистики.

К жанрам аналитической публицистики относятся: проблемная статья в печати, проблемный репортаж, корреспонденция, беседа, комментарий, обозрение в прессе, на радио и ТВ.

К жанрам художественной публицистики относятся: зарисовка, очерк, эссе, фельетон и другие сатирические жанры.

Каждый из жанров обладает немалым числом форм. Например, широко распространенная разновидность интервью – пресс-конференция. Протокольный репортаж с официального события называется отчетом. Иногда в отдельный жанр выделяют произведения инвестигейтивной (от англ. investigate – расследовать) журналистики, его так и называют – расследование. Ток-шоу на телевидении родились из обычной беседы, но превратились в самостоятельный жанр, имеющий черты как аналитической, так и художественной публицистики. К художественной публицистике, безусловно, относятся многочисленные телеигры, многие развлекательные передачи на радио и ТВ.

(Цвик В. Л. Введение в журналистику)



Loading...Loading...