Кто такая елена блаватская. Елена Блаватская - биография: Заглянувшая в вечность

Елену Блаватскую можно назвать одной из самых влиятельных женщин в мировой истории. Ее называли «русским сфинком»; она открыла миру Тибет и «соблазнила» западную интеллигенцию оккультными науками и восточной философией.

Дворянка из Рюриковичей

Девичья фамилия Блаватской - фон Ган. Её отец принадлежал к роду наследных макленбургских принцев Ган фон Ротенштерн-Ган. По линии бабушки родословная Блаватской восходит к княжескому роду Рюриковичей.

Мать Блаватской, романистку Елену Андреевну Ган, Виссарион Белинский называл «русской Жорж Санд»

Родилась будущая «современная Изида» в ночь с 30 на 31 июля 1831 года (по старому стилю) в Екатеринославе (Днепропетровск). В своих воспоминаниях о детстве она писала скупо: «Моё детство? В нём баловство и проказы с одной стороны, наказания и ожесточения с другой. Бесконечные болезни до семи-восьми лет… Две гувернантки - француженка мадам Пенье и мисс Августа София Джефрис, старая дева из Йоркшира. Несколько нянек… Солдаты отца заботились обо мне. Мать умерла, когда я была ребёнком».

Блаватская получила великолепное домашнее образование, ещё в детстве выучила несколько языков, училась музыке в Лондоне и Париже, была хорошей наездницей, хорошо рисовала.

Все эти умения позже пригодились ей во время странствий: она давала фортепианные концерты, работала в цирке, изготовляла краски и делала искусственные цветы.

Блаватская и призраки

Блаватская ещё в детстве отличалась от своих сверстников. Она часто говорила домочадцам о том, что видит разных странных существ, слышит звуки загадочных колокольчиков. Особое впечатление на неё производил величественный индус, которого не замечали другие. Он же, по её словам, являлся ей во снах. Она называла его Хранителем и говорила, что он спасает её от всех бед.

Как позже напишет Елена Петровна, это был Махатма Мориа, один из ее духовных учителей. Она встретила его «вживую» в 1852 году в лондонском Гайд-парке. Графиня Констанс Вахтмейстер, вдова шведского посла в Лондоне, со слов Блаватской передала подробности того разговора, в котором Учитель сказал, что ему «требуется её участие в работе, которую он собирается предпринять», а также, что «ей придётся провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этой важной задачи».

Путешественница

Привычка к переездам у Елены Блаватской была сформирована ещё в годы её детства. Из-за служебного положения отца семье приходилось часто менять место жительства. После смерти матери в 1842 году от чахотки воспитание Елены и её сестер взяли на себя бабушка и дедушка.

В возрасте 18 лет Елена Петровна была помолвлена с 40-летним вице-губернатором Эриванской губернии Никифором Васильевичем Блаватским, однако через 3 месяца после свадьбы Блаватская от мужа сбежала.

Дед отправил её к отцу с двумя сопровождающими, но Елене удалсь бежать и от них. Из Одессы на английском паруснике «Коммодор» Блаватская уплыла в Керчь, а затем в Константинополь.

О своем браке Блаватская позже написала: «Я обручилась, чтобы отомстить моей гувернантке, не думая о том, что не смогу расторгнуть обручение, ну а карма последовала за моей ошибкой».

После бегства от мужа началась история странствий Елены Блаватской. Хронология их трудно восстановима, поскольку сама она дневников не вела и никого из близких с ней рядом не было.

Всего за годы своей жизни Блаватская дважды совершила кругосветное путешествие, была и в Египте, и в Европе, и в Тибете, и в Индии, и в Южной Америке. В 1873 году она, первой из русских женщин, получила американское гражданство.

Теософское общество

17 ноября 1875 года в Нью-Йорке Еленой Петровной Блаватской и полковником Генри Олкоттом было основано «Теософское общество». Блаватская уже вернулась из Тибета, где, как она утверждала, получила от махатм и лам благословение на передачу духовных знаний миру.

Задачи при его создании были заявлены следующие: 1.Создание ядра Вселенского Братства Человечества без различия рас, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи. 2. Содействие изучению сравнительной религии, философии и науки. 3. Исследование необъяснённых законов Природы и сил, сокрытых в человеке.

Блаватская в тот день в своем дневнике записала: «Дитя родилось. Осанна!».

Елена Петровна писала, что «члены Общества сохраняют полную свободу религиозных убеждений и, вступая в общество, обещают такую же терпимость по отношению ко всякому иному убеждению и верованию. Связь их состоит не в общих верованиях, а в общем стремлении к Истине».

В сентябре 1877 г. в нью-йоркском издательстве J.W. Bouton"a вышел в свет первый монументальный труд Елены Блаватской «Разоблаченная Исида», и первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение двух дней.

Мнения о книге Блаватской были полярны. В The Republican работа Блаватской была названа «большим блюдом объедков», в The Sun - «выброшенным мусором», а рецензент New York Tribune писал: «Знания Блаватской грубы и не переварены, её невразумительный пересказ брахманизма и буддизма скорее основан на предположениях, чем на информированности автора».

Однако Теософское общество продолжало расширяться, в 1882 году его штаб-квартира была перенесена в Индию.

В 1879 году в Индии вышел первый номер журнала The Theosophist. В 1887 году в Лондоне начал издаваться журнал Lucifer, через 10 лет переименованный в The Theosophical Review.

На момент смерти Блаватской в Теософском обществе состояло больше 60 тысяч членов. Эта организация оказывала большое влияние на общественную мысль, в нем состояли выдающиеся люди своего времени, от изобретателя Томаса Эдисона до поэта Уильяма Йейтса.

Несмотря на неоднозначность идей Блаватской, в 1975 году правительством Индии была выпущена памятная марка, посвященная 100-летию основания Теософского Общества. На марке изображена печать Общества и его девиз: «Нет религии выше истины».

Блаватская и теория рас

Одной из спорных и противоречивых идей в творчестве Блаватской является концепция об эволюционном цикле рас, часть которой изложена во втором томе «Тайной доктрины».

Некоторые исследователи считают, что теория рас «от Блаватской» была взята за основу идеологами Третьего рейха.

Об этом писали американские историки Джексон Спейлвогел и Дэвид Редлс в работе «Расовая идеология Гитлера: содержание и оккультные корни».

Во втором томе «Тайной доктрины» Блаватская писала: «Человечество ясно делится на Богом-вдохновлённых людей и на низшие существа. Разница в умственных способностях между арийскими и другими цивилизованными народами и такими дикарями, как например, островитяне Южного Моря, необъяснима никакими другими причинами. <…> «Священная Искра» отсутствует в них, и лишь они являются сейчас единственными низшими расами на этой Планете, и по счастью, - благодаря мудрому уравновесию Природы, которая постоянно работает в этом направлении - они быстро вымирают».

Сами теософы, впрочем, утверждают, что Блаватская в своих работах имела в виду не антропологические типы, а ступени развития, через которые проходят все человеческие души.

Блаватская, шарлатанство и плагиат

Чтобы привлечь к своей работе внимание, Елена Блаватская демонстрировала свои сверхспособности: с потолка ее комнаты падали письма от друзей и учителя Кута Хуми; предметы, которые она держала в руке, исчезали, а потом оказывались в тех местах, где она не была вовсе.

Для проверки её способностей к ней была направлена комиссия. В опубликованном в 1885 году отчете Лондонского общества психических исследования было сказано, что Блаватская - «самая образованная, остроумная и интересная обманщица, которую только знает история». После разоблачения популярность Блаватской стала идти на убыль, многие из теософических обществ распались.

Двоюродный брат Елены Блаватской, Сергей Витте, писал о ней в своих воспоминаниях:

«Рассказывая небывалые вещи и неправду, она, по-видимому, сама была уверена в том, что то, что она говорила, действительно было, что это правда, - поэтому я не могу не сказать, что в ней было что-то демоническое, что было в ней, сказав попросту, что то чертовское, хотя, в сущности, она была очень незлобивый, добрый человек».

Романист Всеволод Соловьев в 1892-1893 годах в журнале «Русский вестник» опубликовал серию очерков о встречах с Блаватской под общим названием «Современная жрица Изиды». «Чтобы владеть людьми, необходимо их обманывать, - советовала ему Елена Петровна. - Я уже давным-давно поняла этих душек людей, и глупость их доставляет мне громадное иногда удовольствие… Чем проще, глупее и грубее феномен, тем он вернее удается».
Соловьев назвал эту женщину «ловцом душ» и безжалостно разоблачил ее в своей книге. В результате его усилий перестал существовать парижский филиал Теософского общества.

Елена Петровна Блаватская умерла 8 мая 1891 года. На её здоровье негативное влияние оказало постоянное курение - она выкуривала до 200 сигарет в день. После смерти ее было сожжено, а пепел разделили на три части: одна его часть осталась в Лондоне, другая - в Нью-Йорке, а третья в Адьяре. День поминовения Блаватской называется Днем Белого Лотоса.

Блаватская Елена Петровна (1831- 1891), писательница, создатель теософии.

«Русская дворянка Елена Петровна Блаватская, мужеподобная на вид дама, ярая противница супружеских уз, прожив в США пять лет, в 1877 г. приняла американское гражданство, чтобы приобщить американцев к своим изысканиям в оккультных науках…» Это начало очерка К. Воннегута о Блаватской.

Почитатели обычно называли её Е.Б. А близкие друзья величали Джек.

Блаватская родилась 12 сентября 1831 г. в Екатеринославе (ныне Днепропетровск, Украина).
Мать её - писательница Елена фон Ган, отец - Пётр Алексеевич фон Ган из родовитой немецкой семьи. Родители развелись, мать рано умерла, и Елена в детские годы находилась на попечении бабушки. По воспоминаниям родных, у девочки бывали галлюцинации: «Ей казалось, будто за ней повсюду следят жуткие горящие глаза, но никто, кроме неё, их не видел… Порой на неё нападал смех: она объясняла, что смеётся над проказами каких-то существ, невидимых чужому глазу».

В 16 лет Елена вышла замуж за надворного советника Н. В. Блаватского, втрое старше себя, но супруги расстались сразу после венчания.

Блаватская отправилась за границу на английском торговом судне. И начались её «великие странствия». Говорили, что она совершила три кругосветных путешествия, объездила почти все страны Востока, искала остатки древних культур у подножия египетских пирамид, своими глазами видела таинственные обряды в индуистских храмах, пробиралась в глубь Африки. В итоге Блаватская провозгласила новое учение, где соединились восточная и западная культура, представления брахманизма (древнеиндийская религия), буддизма и средневекового европейского оккультизма. Оно строилось на вере в существование Махатм - Великих душ, Учителей.

Блаватская утверждала, что вступила в контакт с гималайскими Правителями - звёздными пришельцами, членами Белого Братства, сохранившими тайное знание исчезнувшей Атлантиды и до сих пор управляющими историческим процессом. Гималайские мудрецы будто бы передали ей это знание и обязали просветить человечество.

Приехав в 1873 г. в США, Блаватская познакомилась с полковником Генри Олкоттом, ветераном Гражданской войны и известным адвокатом, которого, по его словам, «неудержимо влекло к духам». В 1875 г. они основали Теософское общество со штаб-квартирой в городе Уитоне (штат Иллинойс), где стали издавать труды Блаватской.

Самый известный - «Изида без покрова» - вышел в 1877 г. Из Америки Блаватская и Олкотт отправились в Индию. Последние пять лет жизни Елена Петровна провела в Англии. Её религиозно-мистические сочинения вызывали определённый интерес, в том числе в среде русской интеллигенции. После смерти (писательница скончалась в Лондоне 5 мая 1891 г.) она была кремирована, а пепел развеян возле трёх центров теософского движения: Лондона, Нью-Йорка и Адъяра (близ Мадраса, Индия).

Я не надеюсь, что когда-нибудь потомки поймут и оценят мою жизнь.
Из одного измерения при всем желании не измерить другого.
Из дневников Блаватской

Вы наверняка когда-то что-то слышали о Теософском Обществе. Даже сегодня оно вызывает немалый интерес у многих: от обывателей до специалистов. А тогда в конце XIX века, а точнее в 1884 году, на пике популярности, в числе его последователей были многие образованные умы Европы, Америки, России и Индии.

Ученые с мировыми именами и крупные религиозные деятели вступали в его ряды. Оно было очень популярным в Австралии и Новой Зеландии, открывало свои филиалы практически по всему миру… И все это процветание одним скандалом вдруг оказалось поставлено под угрозу. Экономка и ее полуграмотный муж громогласно заявили, что готовы предоставить неопровержимые доказательства шарлатанства, самого беззастенчивого жульничества и грубых спиритических махинаций главного организатора, лидера и главы Общества - мадам Блаватской.

«Гениальная русская женщина, которая боролась с неукротимой силой против сковавшего человеческий разум материализма»; «ее духовные способности и достижения раскрывают перед нами величественный облик женщины, которая по праву считается одним из величайших адептов в истории западной цивилизации, прямым посланником транс-гималайского братства», - вот, что впоследствии писали о Елене Петровне Блаватской теософы.

Члены правления теософского общества в индийском городке Адьяра сжигали той ночью в костре не только улики - шкаф с двойной стенкой и куклу учителя для представлений с материализацией. Будь они правдивые или ложные, главное было то, что не погибла в огне удивительная способность людей, живущая в той или иной степени в каждом, слепо утверждаться в том, в чем непременно хочется быть убежденным. Будь то вера в Блаватскую, как посвященную в сокровенный смысл мироздания. Или собственную принадлежность к высшим духовным сферам.

Впоследствии Общество с одной стороны как знамя несло перед собой имена таких почитателей, как Эйнштейн, Штейнер, Ганди, Флоренский, Блок, Неру, Рерихи… С другой - увлечение теософией отнюдь не носило единичный характер. Не было оно и исключительной привилегией богатых духовно алчущих аристократов. Очень кстати возникший в середине XIX века спиритизм разрешал гораздо больше вопросов, чем может показаться на первый взгляд... А теософская наука, как оказалось, располагала всеми достоинствами, чтобы не только стать поистине массовой, но и не потеряться в собственных идеях, существуя и поныне. Но обо всем по порядку.

Как все начиналось

Перед нами прелестная девочка. Озорливая, своевольная, ужасная фантазерка, она была поразительной рассказчицей. Собрав вокруг себя младших детей, она умела заворожить историями. Однажды на пикнике, лежа на песке и рассказывая о том, какая чудесная морская жизнь когда-то наполняла это место, какие рыбки плавали вокруг, какие водоросли колыхались в такт волнам, она настолько погрузила детей в мир своего воображения, что когда вдруг закричала: «Вода! Вода! мы все утонем!», - дети в страхе разбежались, кто куда.

Юность Елены подарила ей шанс совершать сумасбродные поступки, а биографам - возможность для разночтений фактов. По фактам в 17 лет Елена выходит замуж за 40-летнего господина, принимая от него фамилию, под которой впоследствии она так прославится в мире. Через три недели после свадьбы Блаватская от мужа бежит.

Изредка навещая своих родных в России, она путешествует по Европе, Азии и обеим Америкам. Не совсем ясно, на какие средства она жила, хотя известно, что отец высылал ей денежное пособие, и она сама кое-что зарабатывала, в том числе и проводя спиритические сеансы.

Согласно источникам разной степени достоверности, ей довелось «выступать наездницей в цирке, совершить турне по Сербии с фортепианными концертами, открыть чернильную фабрику в Одессе, торговать страусовыми перьями в Париже и разработать декор интерьера для императрицы Евгении».

Встреча с учителем

В день своего рождения, когда молодой Блаватской исполнилось 20 лет, она, по описанию преданных последователей, испытывала духовный кризис. Но неожиданно в толчее Большой лондонской Выставки 1851 года она сталкивается с ясноликим индусом с белых одеждах, и признает в нем Учителя из своих детских снов, ангела-хранителя, который не однажды спасал ее от смертельной опасности. С этого момента ее жизнь начинает подчиняться особого рода закономерностям. Ей открывается путь географически уже хорошо знакомый - в направлении Гималайских гор, Тибета.

И вот, молодая европейская женщина, вооружившись зонтиком и твердым намерением приобщиться к тайным знаниям Великих Учителей, в одиночестве, под бдительным надзором полиций трех государств в течение нескольких лет странствовала по горам.

Чем же занималась все это время Елена Петровна? Согласно немногословным свидетельствам из писем и личных записей, она учится медитировать, знакомится с восточными текстами и их языками, овладевает контролем над своими мощными способностями. Все это - под руководством обретенного Учителя Мория, как именовала его Елена Петровна. И вот, накопив достаточные знания для того, чтобы исполнять отныне свою миссию, Блаватская едет в Европу.

Америка

Европа к Блаватской, откровенно говоря, была не очень расположена. Молодая, амбициозная, яркая женщина - это, конечно, немало, но неубедительно для консервативного, крепко держащегося за науку Запада. Ее способности, скорее, готовы были оценить в Америке, где в моду входили не только нудизм и оздоровительные диеты, но и вовсю распространялся спиритизм.

Ненадолго задержавшись в Европе, Блаватская без колебаний покидает ее и прибывает в США. Практически с корабля она, по законам своего несколько спонтанного пути, без промедлений попадает на бал. Ферма полуграмотных медиумов братьев Эдди, где регулярно собирались самые заядлые любители спиритизма, объединяла на сеансах довольно большую и разношерстную аудиторию.

Ярко-красная гарибальдиевская блуза, привычка курить крепкий табак, остроумные шутки и оригинальные мнения по любому, даже самому бытовому поводу, незамедлительно привлекли к Блаватской внимание. Кроме того, ее широкое монгольское лицо, пронзительные глаза и копна светлорусых вьющихся волос создавали привлекательный иноземный, почти восточный образ. В тот вечер она покорила мужчину, который будет следовать за ней на протяжении всей дальнейшей жизни. Верный помощник, опора в самых сложных начинаниях и непредвиденных ситуациях - полковник Олкотт - стал своего рода осью, держась за которую, Блаватская теперь могла не только демонстрировать равновесие, но и в полной мере выполнять самые сложные фигуры. Теперь ей было на кого опереться, от проведения настоящих спиритических сеансов с материализациями и звоном колокольчиков и улаживания всевозможных скандалов до основания Теософского общества.

Теософское общество

За два первых года своего существования это была организация с небольшим количеством членов-поклонников. Однако их энтузиазм регулярно подкреплялся. И не столько обоснованием и углублением основных положений теософии самой госпожой Блаватской, сколько письмами-посланиями от Учителей, которые Елена Петровна периодически демонстрировала в качестве подтверждения особой миссии Общества и поддержки Высших сил.

Кроме того, сама идея организации приписывается Им. Из альбома Елены Петровны: «Июль 1875 года. Из Индии получено указание основать философско-религиозное общество и найти для него название, также избрать Олькотта».

Главные идеи теософии были сформулированы почти сразу же: «Движение за улучшение состояния человечества». Общество в то время буквально бурлило новыми идеями и попытками обрести гармонию и духовные прозрения нетрадиционными способами. С одной стороны рос авторитет естественных наук, с другой - подкреплялись давнишние сомнения в истинности христианского учения и традиционной церкви. Обычным поводом для разрыва с официальной церковью стало стремление восстановить истинную веру.

Иисус оказывался не единственным уникальным Спасителем мира, а одним из многих авторитетных духовных Учителей. Он стоял в одном ряду с Буддой, Сократом, Конфуцием, Ману и Лао-Цзы. Идея Великих Учителей, приходящих на землю для выполнения своей особой духовной миссии, стала не так уж необычна для западного сознания. А истинная реальность стала переживаться как нечто, лежащее вне привычных форм религии. Истинную духовность стало возможным отождествить с мистикой или оккультизмом.

И тут самое время появиться труду, в котором эта «нетрадиционность» могла бы обрести теоретическую базу. Это произведение и создала Блаватская. Изумляющая широта познания, грандиозный подбор фактологического материала, изобилие цитат и ссылок, и поражающий воображение объем - все вместе и так произвело огромный фурор, а тут еще Блаватская заявляет, что она не автор, а своего рода передатчик, осуществившая письмо под диктант…

Блаватская обрела популярность, однако ее материальное положение оставалось затруднительным. Вскоре теософы возвестили, что, в свою очередь, направляются к Знаниям. Следовательно, на Восток!

Индия

Теософы были уже немолоды и не располагали практически никаким капиталом. Однако в Индии Блаватская и Олькотт сразу же почувствовали себя как дома. Полковник дошел до того, что по прибытии в Бомбей упал на колени и поцеловал пристань. Разумеется, именно такой настрой требовался для того, чтобы завоевать симпатии местного населения. Английское правительство в свою очередь сразу же приставило к американским гостям комично неуклюжего шпиона. Но в целом дела пошли на лад. Индийцы увидели в Блаватской освободительницу от угнетения ненавистными британцами, а англичане - возможность приобщиться к духовным тайнам Востока и вкусить настоящей экзотики.

Компаньоны вскоре открыли журнал «Теософ», где распространяли идеи равенства и братства всех религий и конфессий, чему очень симпатизировали индусы. А в резиденции под названьем «Воронье гнездо» начались демонстрации для англичан. На цветочной клумбе внезапно появлялись брошки; чашки возникали прямо из воздуха; время от времени начинала играть музыка без видимого источника звука. В англо-индийских кругах такие феномены весьма ценили.

Вскоре открылась известная на весь оккультный мир штаб-квартира Общества в Адъяре. Дела теософии приняли куда больший размах. Но в дальнейшей истории есть один поворотный пункт, который, по сути, и определил некую формулу взаимодействия, которую Блаватская загадочно именовала как свою «связь с Учителями», а последователи теософии приняли за возможность стать такими же избранными приобщенными.

Скандал

«Ужасная ведьма с морщинистым лицом, пронзительным взглядом и уродливым телом...» и «отвратительный на вид француз, похожий на помойный бак, к которому прицепили бороду» стали его причиной. Чета Куломбов, как их описал один из последователей Блаватской, сама не участвовала в управлении Обществом. Но Куломбы были причастны ко многим делам.

1884 год. Блаватская с Олькоттом улаживают неприятности в английском филиале. А из Англии спешит представитель Лондонского Общества психических исследований - на месте изучить теософские феномены в Адьяре.

Мадам Куломб видит в этом стечении обстоятельств очень выгодное для действий время. Сначала она решает предъявить куклу по прозвищу Кристофоло, насаженную на длинный бамбуковый шест, которую Блаватская в полумраке выдавала за явление Учителя. Затем экономка вывалила на головы теософов «мысленно переданные» письма из отверстий в потолке.

Оказалось, что ее супруг сделал раздвижные панели и потайные двери в комнату для демонстраций, чтобы Блаватская могла незаметно входить туда и подменять брошки, блюдца и другие предметы, фигурировавшие в ее материализациях. В одном из компрометирующих писем написано, как Блаватская одурачила некоего генерала. Он остался в убеждении, что разбитое блюдце само собой восстановилось, находясь внутри шкафа, а на самом деле Эмма просто-напросто заменила его целым, убрав осколки через потайную дверь.

Конечно, совет управляющих Адьярской резиденцией вовсю сопротивлялся. Проверить обвинения Куломбов было для них больше, чем просто дело чести. Они тщательно простучали все стенки шкафа, и, к своему несказанному разочарованию, обнаружили потайную двойную панель. Им ничего не оставалось, как на следующий же вечер сжечь компрометирующий шкаф и вступить с Куломбами в переговоры.

Этот скандал стал чрезвычайно широко известен. К этому времени на счету Блаватской подобных разоблачений накопилось немало. Оказалось, что пока теософы, получая написанные золотыми чернилами на зеленой бумаге письма с гималайской мудростью и подписями «Учитель Мория» и «Учитель Кут Хуми», казались абсолютно счастливыми, друг с другом спорили сами Учителя.

Так, учитель Мория, как явствует из его писем новому индийскому другу Блаватской Синнету, выдвигал в лидеры одну персону, а Кут Хуми в своем письме другому сподвижнику Хьюму настаивал на противоположном. Но всегда неизменными оставались указания заботиться и подчиняться Старой Леди.

Вскоре Синнет и Хьюм решили обходиться без посредничества Блаватской при таком эпистолярном контакте с Учителями, о чем втайне и написали Им. Но передать письмо они могли только через мадам. Блаватская удалилась в комнату, якобы поиграть на фортепиано, пока письмо будет передаваться по назначению, но несколько минут спустя из-за двери послышалась отнюдь не музыка: разгневанная, она с криками выбежала из комнаты, прочитав письмо и обнаружив предательство.

Таким мошенничеством ЕПБ совершенно явно профанировала все свои реальные или мнимые сверхъестественные силы, самолично отвечая на письма к учителям и выдавая эти ответы за оккультные послания. Что касается того, самого громкого скандала с Куломбами, его улаживать на месте прибыли Олькотт и мадам. Но через несколько месяцев Блаватская, тяжело больная, принимает решение покинуть свою любимую Индию. Как окажется, навсегда.

Другое измерение

Далее Блаватскую ждала относительно спокойная жизнь в Европе. Здесь она составила главный труд жизни, трактат «Тайная Доктрина», получивший прекрасные отзывы. Все это уже там, где завершающий этап жизни незаметно перетекает в посмертный, а легенда становится совершенно неотделима от реальности.

Но почему бы не посмотреть за эту уникальную женщину с другой, менее сенсационной стороны, - скажут те, кто привык во всем искать середину. Сторонники Блаватской допускают, что некоторые производимые ею феномены действительно были ловкими трюками, и при этом настаивают на том, что большинство ее демонстраций - подлинные оккультные явления, и что четкую грань между ними провести невозможно. Вопрос, видимо, не в том, была ли она шарлатаном. Вопрос в том, прибегает ли она к трюкам, компрометируя свои истинные силы?

Сама Блаватская в поздние годы поразительно великодушно допускала сразу два предположения. Либо что среди ее демонстраций действительно были как истинные, так и фальшивые, и что фальшивые порождала низменная часть ее натуры, а истинные возникали под руководством учителей. Либо что сомнительность некоторых ее трюков была частью некоего общего, недоступного пониманию простых смертных плана. В чем заключается этот план, она не уточняла.

Дело также и в том, что ни сама Блаватская, ни многие увлеченные собственными сверхъестественными способностями так и не пришли к реальному пониманию того, чем на самом деле явилось их «служение во благо человечества». Что делать после того, как измененное состояние не позволяет больше жить старыми ценностями, а новые перестают адекватно восприниматься обществом? К этому ни Блаватская, ни Учителя не давали никаких рекомендаций. Именно потому, что для них этот вопрос, по-видимому, также остался открытым.

Итого

Теософское общество продекларировало:

  1. Создание универсального братства людей без различия национальности, вероисповедания, пола, касты и цвета кожи.
  2. Поощрение занятий сравнительной религией, философией и наукой.
  3. Изучение необъясненных законов природы и потенциальных сил и способностей человека.

Для этого необходимо было пользоваться «правильными знаниями» и под руководством «правильных учителей». Блаватская открыто и самоотверженно предложила миру себя и свои духовные способности, наверное, даже не подозревая, какое количество людей, следуя за ней, никогда уже не поставят для себя куда более важный, чем «было или не было» вопрос…

Так, 7 сентября 1875 года, день основания теософского Общества, можно считать точкой всеобщего массового смещения западного мира в сторону альтернативных духовных поисков, которые на протяжении последующего XX века не раз будут поглощать здравый смысл отдельной личности, делая ее частью толпы.

Отправить эту страницу другу

Блаватская Елена Петровна – знаменитая путешественница, философ, поклонница оккультных наук, одиозная, неординарная личность. Пожалуй, на карте нет такой страны, где не побывала бы эта женщина.

Современники называли ее магистром или шарлатанкой, а книги, написанные Еленой Петровной, вызывали неоднозначную реакцию публики. Стремление Блаватской к познанию вселенской истины, объединению людей ради мира, всепрощению было похвальным, а знакомство с самыми таинственными наставниками храмов Тибета и Индии восхищало любого.

Биография

Елена Блаватская была представительницей древнего рода Ган. Среди ее предков были дворяне, князья, занимавшие важные государственные посты. Родилась Елена 12 августа 1831 г. в семье офицера и известной романистки в городе Екатеринославе.

Семейство Ган было вынуждено часто переезжать, но это нисколько не смущало маленькую Леночку, а наоборот, пробудило в ней тягу к путешествиям. Мать Елены Блаватской умерла рано, немного не дожив до 28 лет, а маленькую девочку передали на воспитание дедушке с бабушкой.

Елена Блаватская получила великолепное домашнее образование, а библиотека, где было собрано множество редких и уникальных книг, стала ее любимым местом. Друзья, знавшие Елену Блаватскую довольно близко, говорили о независимом характере девушки, ее тяге к самостоятельности, независимости. Особую роль в судьбе будущего эзотерика сыграла встреча с масоном, магом Голицыным, представителем древнего русского рода. Именно он открыл для Блаватской таинственное учение древнеиндийских мудрецов – махатмов.

1844 год примечателен для Блаватской путешествием в Париж, где Елена Петровна стала учиться музыке, но вскоре бросила это занятие, окончательно увлекшись оккультными науками и философскими трактатами Востока.

Родственникам не очень нравилось экстравагантное увлечение девушки, поэтому через пять лет они организуют без ее согласия помолвку с Блаватским, имевшим весьма солидное состояние, а также занимавшим хорошую должность. Биография Блаватской делится на два периода: до замужества и после. Престарелый супруг не вдохновлял молодую красавицу. Выдержав с трудом несколько месяцев супружеской жизни, Елена Петровна возвращается к семье.

Домашние не оценили тягу девушки к свободе, истолковав превратно ее уход от Блаватского. С этого момента начинается новая жизнь Елены, полная приключений, опасностей, таинственных открытий. Сначала Блаватская отправляется в Константинополь, где какое-то время выступает как цирковая наездница, но, упав, ломает руку. Затем она отправляется в Лондон и там играет разнообразные роли в спектаклях на эзотерические темы, среди них была и постановка «Изиды».

Соприкосновение с египетской мистикой вдохновляет ее на путешествие в Каир, где Елена Петровна долгое время изучает клинопись, а позднее пишет книгу «Разоблачение Изиды». Из Египта Блаватская отправляется в длительное путешествие по Греции, Индии, Азии и, изучая культуру и верования древних народов, ищет для себя истину.

Несколько раз она посещает Тибет, в общей сложности проводит там семь лет, монахи разрешают ей посетить святая святых закрытого монастыря, затерянного высоко в горах. Умирает Блаватская в Лондоне после продолжительной болезни, немного не дожив до 60 лет.

Творчество и проповедническая деятельность

Блаватская была талантливым и незлобивым человеком, схватывала все на лету и обладала проницательностью. Современники отмечали ее дар пророчества, многие предсказания сбывались самым непостижимым образом. Живя в Париже, Блаватская познакомилась со спиритистами, среди которых был полковник Олкотт, ее будущий соратник по Теософскому обществу. Целей создания общества было несколько:

  • Организовать сообщество людей без деления по положению в обществе или религиозному принципу и объединить их ради общей цели постижения истины.
  • Пропагандировать изучение древних восточных манускриптов, писаний и прочих источников, содержащих сведения о духовных практиках.
  • Исследовать скрытые возможности человеческого организма и использовать полученные знания на благо человечества.

В 1888 году Блаватская издает труд всей своей жизни под названием «Тайная доктрина», в котором пытается объединить все религии, их символы, науку, философию и оккультизм. Хорошая литературная подготовка позволила Блаватской довольно доходчиво изложить свою теорию, однако рецензии современников были весьма нелестными.

Позднее Блаватская основывает журнал, в котором пытается возражать своим оппонентам, особенно представителям церкви. Чуть было не разгоревшийся скандал удалось чудом замять, разместив на страницах журнала письмо с разъяснениями.

Однако идеи Блаватской о равенстве, всепрощении и гуманизме нашли своих сторонников, ее лучшие книги были переведены на несколько языков и до сих пор с успехом продаются во многих странах. Примечательно, что на русский язык «Тайную доктрину» Блаватской перевела Елена Рерих, страстно увлеченная учением махатм. Рерих настолько полно разделяла взгляды Блаватской, что активно распространяла ее идеи и даже написала книгу о просветлении и тайном видении.

Нельзя оставить без внимания особый дар Елены Блаватской – тягу к оккультизму и способность предвидеть. Юношеские жуткие видения будущих концлагерей, описанные в мемуарах Блаватской, были предвестием страшной войны, однако тогда она еще не понимала этого. Ее предсказания о России были неоднозначными: страну ждали войны, революции, экономические потрясения, а потом она должна была стать духовным центром мира, его совестью и сердцем.

После возвращения в Россию она поселилась в домике своей родственницы, и та в воспоминаниях отмечает, что все комнаты сразу наполнились необычными звуками, шорохом, шепотом, а вещи странным образом пропадали и находились.

Затем Блаватская некоторое время проводит в поместье своего мужа, но размеренная будничная жизнь ей быстро надоедает. Она решает стать тайным агентом, защищающим интересы Российского государства в Индии и Египте, где влияние давних врагов, англичан, было невероятно сильно. Письмо с соответствующим предложением она отправляет в тайную жандармерию, однако ее даже не удостаивают отказом. Автор: Наталья Яковлева

Блаватская: жизнь и мифы. Детство и юность Елены Блаватской, её родословная. Бабушка, Елена Фадеева-Долгорукая. Мать, Елена Ган.

Биография Елены Петровны Блаватской

  1. Рождение Блаватской, её жизненная среда.

    В 2011 году исполнилось 180 лет со дня рождения и 120 лет со дня ухода от нас Елены Петровны Блаватской. Этот достаточно подробный биографический очерк о жизни и деятельности одной из самых выдающихся женщин всех времён и народов Елене Петровне Блаватской не только тщательно прослеживает её судьбу, но и служит выполнению двух важных задач:
    1) исключить из повествования встречающиеся в других подобных биографиях Блаватской выдумки, взятые из книг её явных врагов и недоброжелателей, – чтобы читатель мог посмотреть на её жизнь непредвзято и самостоятельно, на основе одних только фактов и без давления чужой оценки сложить своё мнение об этой необычной личности;
    2) показать истоки всех мифов вокруг Блаватской и снять с них маску ложной авторитетности, которой они до сих пор прикрывались.

    Елена Петровна Блаватская родилась на Украине – в городе Екатеринославе (с 1926 года – Днепропетровск), в ночь на 12 августа 1831 года, в доме своих бабушки и дедушки Фадеевых. Пожар во время крещения девочки, родившейся под знаком Льва, в сочетании с её именем (Елена по-гречески означает «солнечный свет» или «факел») стал символом огненного крещения этой женщины – светоча отечественной и мировой науки.

    Что представлял собой в то время Екатеринослав, – основанный, кстати, всего за полстолетия до того, по указу Екатерины II, – можно себе представить, например, со слов Говарда Мэрфи, который цитирует француза, побывавшего там как раз в данный период времени:

    «...воистину затерянными выглядят редкие здания и скудное население. Его широкие и правильные улицы, обозначенные лишь немногими жилищами с большими расстояниями между ними, кажутся задуманными для миллиона жителей. Здесь есть несколько больших зданий, множество церквей, базаров и очаровательных садов... богат прекрасным Днепром и плодородными холмами вокруг него» .

    Потёмкин, любивший осуществлять замыслы Екатерины с большим размахом, не только предпринял здесь постройку великолепного дворца (для её остановок при поездке на Украину и в завоёванный Крым), но и позаботился о том, чтобы город был заранее спланирован архитекторами настоящей жемчужиной юга – отсюда и тот размах, который заметил французский путешественник.

  2. Дед, Андрей Михайлович Фадеев.

    Дед Блаватской, Андрей Михайлович Фадеев, петербургский коллежский советник, в 1816 г. был назначен членом Попечительного комитета о поселенцах и переведён чиновником для особых поручений в Новороссийскую контору иностранных поселений Южного края России. В Екатеринославе он купил особняк и перевёз из Петербурга семью. Во время переезда Фадеевых в Екатеринослав матери Блаватской, Елене Андреевне – в замужестве Ган, – исполнилось всего год. Здесь родились младшие дети Фадеевых: Екатерина, Ростислав и Надежда.

    В памяти современников Андрей Михайлович остался как образец честного, порядочного и преданного делу человека. Его младшая дочь Надежда, которая была всего на два года старше своей племянницы Блаватской, так вспоминала об отце:

    «Андрей Михайлович Фадеев в течение своего многолетнего служебного поприща несколько раз занимал такие места, на которых мог обогатиться... Но он никогда ничего не имел, кроме того, что давала ему служба; вёл жизнь скромную, строго соизмерял её с объёмом своего содержания» .

  3. Родословная Блаватской.

    У Елены Петровны Блаватской была чрезвычайно интересная родословная, среди предков были представители знаменитых родов России, Франции и Германии. По материнской линии она принадлежала к древнейшему роду Киевской Руси, восходящему к Рюрику. Происходил этот род от замученного в Золотой Орде за отказ поклониться языческим идолам и по смерти причисленного Православной Церковью к лику святых. Сын его, прозванный Долгоруким, стал родоначальником князей Долгоруких, один из которых, Юрий Долгорукий, основал Москву. Тем не менее, останки его хранятся не в Москве, а у нас на Украине, в Киеве, в церкви на Берестове, в мраморном саркофаге.

    Среди предков известны русские полководцы. Прапрадедом Елены Петровны Блаватской с материнской стороны был Сергей Григорьевич Долгорукий, видный дипломат своего времени и родной брат Алексея Григорьевича Долгорукого, члена Верховного Тайного Совета при Петре II. Прадед, князь Павел Васильевич Долгорукий, генерал-майор времён Екатерины II, награждённый высшей военной наградой – орденом Святого Георгия, – в молодости был товарищем и сослуживцем Кутузова. Как раз благодаря женитьбе Павла Васильевича на Генриетте де Бандре дю Плюсси, принадлежавшей к знатному французскому роду, и была привита французская ветвь к родословному древу Долгоруких. Это была внучка эмигранта-гугенота, вынужденного покинуть Францию вследствие религиозных гонений, и дочка Адольфа Францевича – командующего армейским корпусом в Крымской кампании, которого очень ценил Суворов.

  4. Бабушка, Елена Павловна Фадеева.

    Дочь Павла Васильевича и Генриетты, в замужестве Фадеева, была выдающейся личностью своего времени, крупным учёным, внёсшим значительный вклад в геологию, ботанику, зоологию, археологию и нумизматику. Она владела пятью языками и прекрасно музицировала, состояла в активной научной переписке с европейскими натуралистами Стевеном, Бэром, Абихом, Карелиным, со знаменитым немецким учёным Александром Гумбольдтом, с английским геологом, основателем и президентом лондонского геологического общества Родериком Мурчисоном, со шведским ботаником Христианом Стевеном, изучавшим флору и фауну Крыма и Кавказа. Гоммер де Гель признавал, что именно она руководила его изысканиями, а леди Стенхоуп, известная английская путешественница, в одной из своих книг о России говорит о Елене Павловне, что «встретилась в этой варварской стране с такой удивительно учёной женщиной, которая прославилась бы в Европе». Елена Павловна составила 17 томов с описанием растений, которые сама собирала, срисовывала с натуры и которым давала названия; 10 томов рисунков по естественной истории с названиями бабочек, насекомых, птиц, ящериц, рыб и раковин; 3 тома с рисунками птиц и рыб; 1 том рисунков окаменелостей, с натуры; 4 тома рисунков с натуры по археологии и истории – древних вещей, оружия, доспехов, утвари, ламп и проч.; 2 тома рисунков древних исторических костюмов и головных уборов; 6 томов рисунков древних монет; 8 томов старинных стихов, песен, баллад, шарад и 1 том украинских песен, собранных лично ею в Киевской губернии с 1803-го до 1814-го года; и т.д., итого 57 томов. Недаром Роберт Мэрчисон, побывавший у неё в доме, назвал в её честь найденную им исполинскую ископаемую раковину Venus-Fadeeff. Гербарии Фадеевой и её рисунки различных растений, которые сейчас хранятся в архиве Российской Академии наук, были известны многим европейским учёным и вызывали их восхищение.

    В 1813 году Елена Павловна вышла замуж за Андрея Михайловича Фадеева, чья родословная восходит к русским столбовым дворянам. В своих «Воспоминаниях» двоюродный брат Блаватской Сергей Юльевич Витте, видный государственный деятель, сначала министр финансов, а позже председатель Совета министров России, отмечает, что П. В. Долгорукий во время свадьбы своей дочери, Елены Павловны, благословил дочь и зятя древним крестом, который, по семейному преданию, принадлежал Великому князю Киевскому, святому Михаилу Черниговскому. Позже этот крест перешёл к Елене Павловне, а затем и к самому С. Ю. Витте .

    После смерти Елены Павловны и Андрея Михайловича Фадеевых часть богатейших коллекций и личные вещи, включая крест, принадлежавший великому князю Михаилу Черниговскому, были переданы их родственниками для хранения Сергею Юльевичу в Петербург, где они и остались.

    У Елены Павловны и Андрея Михайловича было четверо детей: старшая дочь – Елена Андреевна Ган – известная писательница, которую Белинский называл русской Жорж Санд (она писала под псевдонимом Зинаида Р.), мать Елены Петровны Блаватской, Веры Петровны Желиховской (тоже будущей писательницы) и Леонида Гана; сын – Ростислав Фадеев – генерал, военный писатель и реформатор; дочь Екатерина Андреевна – мать Сергея Юльевича Витте; дочь – Надежда Андреевна, первый член Теософского общества в России, всю жизнь, с детства, тесно дружившая со своей племянницей Блаватской и разделявшая её увлечение теософией.

  5. Елена Андреевна переписывалась с декабристом С. И. Кривцовым, была знакома с очень известным и популярным поэтом пушкинских времён Владимиром Бенедиктовым, который высоко отзывался о её книгах, а встреча с А. С. Пушкиным окрылила её на всю жизнь. Как очень романтичная натура, Елена Андреевна мечтала о супруге с глубокими духовными интересами. Однако вышла замуж она за рослого и статного капитана конной артиллерии Петра Алексеевича фон Ган – хоть и блестяще образованного человека с редким остроумием, однако закоренелого скептика, отдававшего больше внимания лошадям, ружьям, собакам и званым обедам, чем жене, которая к тому же была на 12 лет моложе его. Елена Андреевна писала: «Всё, к чему я стремилась с самого детства, всё дорогое и святое моему сердцу было им осмеяно или выставлено передо мною в безжалостном и циническом свете его холодного и жестокого ума». Она находила утешение в сочинении романов о несчастном положении замужних женщин в России. Интересно, что романы известной немецкой писательницы Иды фон Ган, двоюродной бабушки Блаватской со стороны отца, тоже посвящались трагической участи женщин, не нашедших в семье счастья.

    По линии отца Блаватская принадлежала к роду лифляндских немцев фон Краузе и прибалтийскому немецкому роду Ган. С отцовской стороны прапрадедом Блаватской был Пётр Михайлович Фадеев, капитан армии Петра I. «Алексей Фёдоров сын Ган» (1751–1815), комендант крепости Каменец-Подольска, указан в послужном списке как происходящий из эстляндских жителей, а его отец Иоганн Фридрих (Фёдор) Ган, родившийся в 1719 году в Нарве и умерший там же в 1803, был в Эстляндии Крайскомиссаром и относился ещё к иностранным подданным.

    Когда родилась старшая дочь Елена (будущая Блаватская), её отец находился со своей конной артиллерийской батареей в Польше и вернулся, когда Елене исполнилось шесть месяцев. Из-за службы отца семье приходилось часто менять место жительства. Через год семья переехала в Романьков (сейчас эта территория вошла в состав г. Днепродзержинска), а затем началась кочевая жизнь: Каменское, Оскоп, Умань, Полтава, Опошна, Шандровка, Одесса и много других украинских сёл и городов объездили Ганы с маленькой дочерью.

    Елене Андреевне приходилось очень нелегко, и не только из-за кочевого образа жизни. В своих повестях «Идеал» и «Напрасный дар» она писала об участи женщины, как бы прозревая и будущее своей дочери: «Положение мужчины с высшим умом нестерпимо в провинции; но положение женщины, которую сама природа поставила выше толпы, истинно ужасно».
    Вера Желиховская – сестра Елены Блаватской, известная русская писательница – в своей книге «Как я была маленькой» вспоминает о жизни в Полтаве:

    «...мама часто болела, а когда была здорова, то подолгу сидела за своей зелёной коленкоровой перегородкой и всё что-то писала» .

    Это место дети называли маминым кабинетом.

  6. Детские годы Блаватской.

    Мысли о детях мучили тяжело болевшую Елену Андреевну все последние годы её жизни. Когда ей советовали бросить писать, чтобы сохранить здоровье, она отвечала:

    «Какими бы то ни было жертвами хочу, чтобы дети мои были... фундаментально хорошо образованы. А средств, кроме пера моего, – у меня нет!».

    Но маленькая Елена уже в детстве проявляла большие способности и очень быстро перерастала по уровню знаний своих гувернанток, которые не могли дать ей необходимого по её развитию образования. К тому же, росла она среди солдат и простых людей.

    Её сестра Вера Желиховская вспоминает:

    «Лёля стала баловнем суровых солдат и научилась у них называть вещи своими именами, когда не могла придумать что-нибудь посильнее. Склонность к крепкому словцу осталась у неё до конца жизни» .

    А Надежда Фадеева, тётя Блаватской, так рассказывала английскому журналисту и издателю А. Синнетту о своей племяннице:

    «В детстве все симпатии и интерес (Елены, – прим. авт.) сосредоточивались на людях низших сословий. Она предпочитала играть с детьми прислуги, а не с ровней, и... за ней всегда приходилось присматривать, чтобы она не сбегала из дома и не заводила знакомство с уличными оборванцами. Да и в зрелые годы она безудержно тянулась к тем, чьё положение в жизни было ниже её собственного, и выказывала подчёркнутое безразличие к „благородным“, к которым принадлежала по рождению» .

    Это нежелание выделяться, возноситься над людьми только благодаря рождению в знатной семье – по воле случая, в чём не было её заслуги, – сохранилось у Блаватской навсегда.

    Рассказывая Альфреду Синнетту о жизни у Фадеевых, Елена Петровна вспоминала в Letters of Н. Р. Blavatsky to А. Р. Sinnett (Ed. By A.T. Barker. N.Y.-L., 1923):

    «В письмах, написанных по-французски, мы добавляли de к своей фамилии – как благородные. Если же фамилия писалась по-немецки, то добавляли von. Мы были и мадемуазель de Han и von Han. Мне это не нравилось, и я никогда не ставила de к фамилии Блаватского, хотя он и был знатного происхождения; его предок, гетман Блаватко оставил две ветви - Блаватских в России и графов Блаватских в Польше» .

    В 1835 году конторы иностранных поселенцев в Екатеринославе были ликвидированы, и А. М. Фадееву пришлось переехать в Одессу, т.к. без его службы семье было бы не на что жить. Жизнь в Одессе была гораздо дороже, чем в Екатеринославе, поэтому Андрей Михайлович купил что-то вроде крошечного имения – хутор Поляковку в сорока верстах от Одессы. Сюда в том же году переезжает мать Блаватской, здесь 29 апреля появляется на свет её младшая дочь Вера.

    В Одессе Андрей Михайлович был награжден орденом Святой Анны 2-го класса. Но в мае 1836 года его переводят работать в Астрахань главным попечителем над калмыками и немцами-колонистами, и Елена Андреевна Ган уезжает с дочерьми к мужу. Далее семья побывала в Туле и Курске, год прожила в Петербурге, потом в Полтаве, где Елена стала брать уроки танцев, а мать обучала её игре на пианино.

    Весной 1839 года состояние здоровья Елены Андреевны ухудшается, и, следуя советам врачей, она из Каменского, где находился Петр Алексеевич со своей батареей, едет с детьми в Одессу на воды. Там Елена Андреевна нашла для детей гувернантку, которая учила их английскому языку. Летом Петра Алексеевича направляют в летние лагеря в Умань, и семья следует за ним, а в начале осени им всем приходится перебраться в Гадяч. Однако уже в ноябре, в связи с беременностью, Елена Андреевна с детьми уезжает в Саратов, где Андрей Михайлович к тому времени, по одобрению Николая I, становится губернатором. В июне 1840 года в Саратове у Елены Андреевны родился сын Леонид, и весной 1841 года семейство Ганов воссоединилось в Опошне близ Диканьки. Елене Петровне тогда исполнилось 9 лет.

    В 10 лет Елена приступила к изучению немецкого языка и схватывала его на лету, настолько быстро, что, как сообщает Вера Желиховская, отец «хвалил её и в шутку назвал достойной наследницей своих славных предков, германских рыцарей фон дер Ротер Ган, не знавших никогда другого языка, кроме немецкого» .

    Здоровье Елены Ган к тому времени оказалось окончательно подорвано. Весной 1842 года вся семья Фадеевых и Ганов съезжается в именьице под Одессой, чтобы провести рядом с умирающей её последние месяцы жизни. Елене Ган было всего 28 лет. 6 июля она умирает от скоротечной чахотки. Похоронена она была в Одессе, на городском кладбище, которое позже называли Старым. На её могиле, на белой мраморной колоне, обвитой мраморной розой, высекли надпись: «Сила души убила жизнь».

    Через год в статье, посвящённой выходу в свет четырёхтомника сочинений Е. А. Ган, Белинский напишет: «Не являлось ещё на Руси женщины столь даровитой, не только чувствующей, но и мыслящей... Такие строки могут вырываться только из-под пера писателей с великою душою и великим талантом».

    На этом же Старом кладбище позже похоронили сестру Блаватской, Веру Желиховскую, и её сына Валериана, её дядю Ростислава Фадеева и его сестёр Надежду Фадееву и Екатерину Витте с сыном Борисом Юльевичем Витте. К сожалению, в 1930-е годы Старое кладбище Одессы было стёрто с лица земли, и все эти могилы остались лежать под асфальтом, а над ними располагаются теперь парк культуры и отдыха и прилегающий к нему зоопарк.

    Как вспоминает Вера Желиховская, её мать в последние годы жизни очень беспокоилась о том, как сложится судьба старшей дочери, «одарённой сызмала незаурядными свойствами». А перед смертью произнесла такие слова:

    «Ну что ж! Может, оно и к лучшему, что я умираю: по крайней мере, не придётся мучиться, видя горькую участь Елены! Я совершенно уверена, что доля её будет не женской, что ей придётся много страдать» .

    После смерти матери Елена Петровна с сестрой Верой и братом Леонидом уезжают в Саратов, их образ жизни становится, наконец, постоянным, осёдлым, и окружение меняется. Губернаторский дом часто посещала местная интеллигенция, в том числе известный историк Н. И. Костомаров и писательница Мария Жукова. Воспитанием и образованием детей занималась бабушка и ещё три учителя, здесь дети Елены Ган получили очень солидные знания по многим областям науки.

    Для Елены Петровны любимым местом в доме была бабушкина библиотека, она с увлечением читала, в том числе книги по средневековому оккультизму, рассматривала коллекции.

    «У моего прадеда по материнской линии, князя Павла Васильевича Долгорукого, была необычная библиотека, в которой имелись сотни книг по алхимии, магии и прочим оккультным наукам. Я ещё до пятнадцати лет успела с живейшим интересом их перечитать» .

    Елена ещё в детстве проявляла необычные свойства своей натуры, которые окружающие не могли объективно оценить. То, что невозможно было проверить, считали фантазиями и романтическим воображением; те удивительные способности, которые были налицо, скрывали от окружающих и старались о них не говорить и не вспоминать; факты чудес, случавшихся с Еленой, вроде необъяснимого спасения от гибели, которые никак не объяснишь с материалистической точки зрения, просто игнорировали, не желая об этом и думать. Как и в других образованных семьях того времени, в семье Фадеевых во всём придерживались правил Православной Церкви, сохраняя при этом присущую XIX веку смесь христианских догм с вульгарно материалистическими идеями, царившими тогда в науке. В этом же духе воспитывали и детей, но если Вера и Екатерина всю жизнь оставались православными, то уникальные психические способности и свойства ума, заложенные в Елене с рождения, не давали ей ограничиться тем, что ей внушали. Как сообщает по воспоминаниям Надежды Фадеевой и Веры Желиховской Е. Ф. Писарева:

    «Вся природа жила для пылкой девочки особой таинственной жизнью; часто разговаривала она с птицами, животными и невидимыми товарищами её игр; ...иногда начинала громко смеяться, забавляясь их, никому кроме неё не видимыми, смешными проделками... Елена Петровна обладала ясновидением; невидимый для обыкновенных людей астральный мир был для неё открыт, и она жила наяву двойной жизнью: общей для всех физической – и видимой только для неё одной...
    Часто рассказывала она о различных посещениях, описывая неведомых нам лиц. Чаще всех перед нею появлялся величественный образ Индуса в белой чалме, всегда один и тот же, и она знала его так же хорошо, как и своих близких, и называла своим Покровителем; она утверждала, что именно он спасал её в минуты опасности. Один из таких случаев произошёл, когда ей было около 13-ти лет: лошадь, на которой она каталась верхом, испугалась и понесла; девочка не смогла удержаться и, запутавшись ногой в стремени, повисла на нём; но вместо того, чтобы разбиться, она ясно почувствовала чьи-то руки вокруг себя, которые поддерживали её до тех пор, пока лошадь не была остановлена. Другой случай произошёл гораздо раньше, когда она была совсем ещё крошкой. Ей очень хотелось рассмотреть картину, висевшую высоко на стене и завешанную белой материей. Раз, оставшись в этой комнате одна, она придвинула к стене стол, втащила на него маленький столик, а на столик поставила стул, и ей удалось на всё это вскарабкаться; упираясь одной рукой в пыльную стену, другой она уже схватила уголок занавески и отдернула её, но в это мгновенье потеряла равновесие... Очнувшись, она лежала совершенно невредимая на полу, оба стола и стул стояли на своих местах, занавеска перед картиной была задёрнута, и единственным доказательством, что всё это произошло наяву, был след, оставшийся от её маленькой ручки на пыльной стене, пониже картины» .

  7. Юность Блаватской.

    В юности Елена вела светский образ жизни, часто бывала в обществе, танцевала на балах и посещала вечера. В своём биографическом очерке о Елене Петровне Блаватской Е. Ф. Писарева пишет:

    «Одна из черт Елены Петровны, которая для близких людей представляла необыкновенную привлекательность, но в то же время могла сильно повредить ей, был её меткий, блестящий юмор, большей частью добродушный, но иногда и задевавший мелкие самолюбия... знавшие её в... молодые годы вспоминают с восторгом её неистощимо весёлый, задорный, сверкающий остроумием разговор. Она любила пошутить, подразнить, вызвать переполох» .

    Елена была бесстрашной и выносливой наездницей, она спокойно совершала верховые прогулки на полуобъезженных лошадях, да и вообще удивительно тонко чувствовала природу. Уже тогда она начала ощущать, что её жизнь станет каким-то высоким служением, что ею руководят, её оберегают. В 16 лет она ещё сильнее увлеклась книгами из библиотеки. Тётя Блаватской, Надежда Фадеева, вспоминает:

    «Как ребёнок, как молодая девушка, как женщина она всегда была настолько выше окружающей её среды, что никогда не могла быть оцененной по достоинству. Она была воспитана как девушка из хорошей семьи... необыкновенное богатство её умственных способностей, тонкость и быстрота её мысли, изумительная лёгкость, с которой она понимала, схватывала и усваивала наиболее трудные предметы, необыкновенно развитый ум, соединённый с характером рыцарским, прямым, энергичным и открытым, – вот что поднимало её так высоко над уровнем обыкновенного человеческого общества и не могло не привлекать к ней общего внимания, следовательно, и зависти, и вражды всех, кто в своём ничтожестве не выносил блеска и даров этой поистине удивительной натуры» .

    В книге «Радда Бай (Правда о Блаватской)» Вера Желиховская пишет:

    «Елена Петровна никогда не могла привыкнуть к обычному распределению занятий с учителями и гувернантками, которых постоянно приводила в отчаяние – непокорностью рутине, а в восторг – остротой ума и способностей, в особенности филологических и музыкальных. Все свойства её характера отличались решительностью и более подходили бы мужчине, чем женщине. Энергия никогда не покидала её в трудностях и опасностях необычайной жизни» .

    9. Писарева Е. Ф. Елена Петровна Блаватская (Биографический очерк). – К.: МП «Элисс», 1991.
    10. Желиховская В. П. Радда-Бай. – М.: СП «Интербук», 1992.

    Георгий Максимов



Loading...Loading...